Дети обычно начинают курить при стремлении казаться взрослым, увеличить свой социальный статус в глазах окружающих подростков, повысить самооценку, этому также способствуют частые стрессы и чувство расслабленности, которое дает курение, кроме того, курение помогает налаживать межличностные контакты и уменьшать абстинентный синдром при других типах зависимости. Реакция подросткового организма на впервые попробовавшего сигарету резко отрицательная: подростки не могут докурить до конца первую сигарету, потому что кашель, головокружение, головная боль, усиленное слюноотделение, тошнота, рвота все эти проявления появляются уже после нескольких затяжек. Однако при регулярном поступлении в организм небольших доз никотина постепенно формируется устойчивость к негативным эффектам. Психологическая зависимость развивается до появления физиологической. Она часто связана с ритуалом курения и определенными ситуациями, когда возникает потребность в табаке. У подростков это может быть компания, большинство в которой курит, нервное напряжение, при котором используют сигареты, чтобы отвлечься. На стадии психологической зависимости еще не существует острой потребности в никотине, здесь важен сам процесс. Врачи психиатры — наркологи называют это стереотипным поведением. Когда формируется психологическая зависимость, человек еще может отказаться от курения самостоятельно, может бросить и при этом не испытывать ломки. Физиологическая зависимость от никотина будет развиваться следом за психологической. Это состояние, при котором в организме возникает потребность в постоянном присутствии никотина. При физической зависимости формируется также и устойчивость, это проявляется как отсутствие первоначальной эйфории и расслабления после курения, поэтому человек постепенно увеличивает количество выкуриваемых сигарет в день, сокращаются промежутки между курением до 1-2 часов. При формировании физиологической зависимости курение никотина выходит из-под контроля человека. Никотиновая зависимость в будущем приводит к таким проблемам, как плохая память, неспособность сконцентрировать свое внимание, ухудшение зрительной функции, снижение качества слуха и обоняния, замедление реакции на раздражительность, низкая выносливость, нервное истощение, гормональные нарушения, бессонница, сердечные заболевания.
Инструктор -валеолог
УЗ «Марьиногорская ЦРБ» Л.И.Лагунчик