Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, вне зависимости от достатка, образования, социального статуса родителей. В том, что у ребенка аутизм, нет ничьей вины. Аутизм – это расстройство, в возникновении которого играет роль комплекс факторов. Очень большую роль играют генетические факторы: нарушения на уровне генов, молекул, хранящих в себе информацию о том, как должен формироваться и развиваться человеческий организм. Но чаще аутизм возникает в результате взаимодействия генетических факторов и факторов среды, в которой развивается ребенок. Сочетание генетических и средовых факторов влияет на формирование головного мозга и изменяет развитие и поведение ребенка.
Аутизм означает, что человек развивается иным образом и имеет проблемы с коммуникацией и взаимодействием с другими людьми, а также необычные виды поведения, такие как повторяющиеся движения или увлеченность очень узкоспециализированными интересами.
Проявления аутизма могут быть заметны у грудных детей и ярче проявляются после года. Очевидными симптомы аутизма становятся ближе к двум-трем годам. В этом возрасте, как правило, можно диагностировать наличие аутизма достаточно уверенно. Когда ребенок становится старше, чаще всего симптомы аутизма начинают исчезать, или выраженность их становится слабее, однако в большинстве случаев они остаются в той или иной степени заметными.
Раньше аутизм считался редким расстройством, сейчас очевидно, что это не так. В настоящее время специалисты научились гораздо лучше выявлять аутизм, что привело к тому, что этот диагноз стали ставить чаще, чем раньше.
Итак,… что мы знаем об аутизме:
Детский аутизм имеет свои основные особенности:
— отличительной особенностью у детей с аутизмом является то, что уже с первых месяцев жизни у ребёнка при общении со взрослыми отсутствует выразительная мимика, улыбка, радостный смех, которые характерны для здорового малыша;
— характерным признаком является уклонение от взгляда, т.е. отсутствие контакта « глаза в глаза»;
— ребёнок не откликается на имя при сохраненном слухе;
— отмечается расстройство навыков речи: она развивается с задержкой или не возникает вообще, иногда она развивается до двухлетнего возраста, затем исчезает частично или совсем;
— ребёнок не пытается привлечь словом или жестом внимание других к заинтересовавшему его предмету;
— ребёнок не обращается за помощью;
— использует другого человека, как будто это неодушевлённый предмет (может брать игрушку рукой взрослого);
— совершает судорожные движения руками, постоянно мычит или вокализирует (бессмысленно поёт отдельные звуки);
— совершает « ритуальные» действия (например, ходит и бессмысленно и открывает-закрывает двери);
— не пытается играть в сюжетно- ролевые игры (не может покормить куклу, уложить мишку спать, не катает машинку);
— дети могут быть очень чувствительны к сенсорному дискомфорту (резким звукам, яркому свету, мокрым пелёнкам); часто бывают, избирательны в еде, из-за чего возникают трудности с прикормом.
Такие проявления аутизма характерны для детей более раннего возраста, а в более старшем возрасте можно отметить следующие признаки:
— неконтактность, отсутствие эмоциональной реакции на попытки вступить в беседу;
— использование периферического зрения;
— привязанность к ритуалам нефункционального характера (озабоченность датами, маршрутами, расписаниями и т.д.);
— ограниченный круг интересов, стереотипное повторяющееся поведение;
— недостаточно гибкая речь, склонность к шаблонам, интонация невпопад, отсутствие сопровождающей речь жестикуляции;
— склонность к жестокому порядку в повседневной жизни и болезненная реакция на изменение этого порядка;
— такие дети часто повержены страхам, страдают нарушением сна и пищеварения, у них чаще, чем у обычных сверстников случаются вспышки гнева и агрессии.
Аутизм у ребенка влияет на всю семью. Многие родители детей с аутизмом описывают сложные переживания, возникающие в связи с наличием у ребенка расстройств, могут испытывать сильные стрессы из-за проблемного поведения или необходимости постоянно контролировать малыша. Они также могут нуждаться в поддержке и консультациях специалистов, для того чтобы поддерживать хорошие отношения друг с другом, отдыхать и радоваться жизни. В любом случае родителям следует знать, что если их ребенку поставили диагноз РДА, то это не повод отчаиваться и опускать руки. В настоящее время диагноз «аутизм» — это не приговор, а лишь повод вовремя начать специальную работу с ребенком.
Инструктор валеолог
С.А.Гулякевич
30.03.17