Памятка по противодействию торговле людьми

Как не стать жертвой торговли людьми

Данная информация рассказывает об опасном криминальном явлении – торговле людьми. Это чрезвычайно тяжкое преступление.

ЧТО ТАКОЕ ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ?

Торговля людьми (траффикинг) – серьезная социальная проблема, представляющая опасность для фундаментальных прав человека: на жизнь, на свободу передвижения, на то, чтобы не подвергаться пыткам. В условиях растущей глобализации траффикинг стал всеобщей проблемой. Торговля людьми характерна для всех стран – и экономически развитых, и государств, переживающих переходный политический и экономический период, пострадавших от войн и локальных конфликтов. Несмотря на то, что большая часть государств утверждает, что свободы и права человека на их территории полностью защищены, рабство как явление существует и в XXI веке.Миллионы людей насильственно вовлечены в бытовое рабство, попрошайничество и другие виды эксплуатации. Люди подвергаются эксплуатации как внутри отдельно взятой страны (внутренняя торговля людьми – нелегальное трудоустройство в своей стране бывает не менее опасным, нежели за границей), так и в других странах (транснациональный траффикинг). По данным Организации Объединенных Наций, жертвами торговли людьми ежегодно становятся 700 тысяч женщин, детей и мужчин. Торговля людьми имеет характер организованной транснациональной преступности и по своей прибыльности не уступает наркоторговле и сбыту оружия. Годовая прибыль от торговли людьми составляет около 60-ти миллиардов долларов США.Торговля людьми является современной формой рабства, жертвы ее часто подвергаются таким жестоким и длительным физическим и психическим мучениям, что их полная реабилитация становится затруднительной. Целями торговли людьми являются: • вовлечение жертв в занятие проституцией, сексуальная эксплуатация; • использование рабского труда – привлечение к принудительным работам или оказанию различных услуг; • изъятие органов и тканей для трансплантации; • незаконное усыновление (удочерение). Для принятия эффективных мер по предупреждению торговли людьми необходим всеобъемлющий международный подход. 12 декабря 2000 г. в Палермо был подписан дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее.

КТО ЧАЩЕ ВСЕГО СТАНОВИТСЯ ЖЕРТВОЙ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ

Жертвой торговли людьми могут оказаться все люди, независимо от пола, возраста, национальности и религиозных убеждений. В основном, жертвами торговли людьми становятся люди с низким уровнем жизни. Другим важным фактором риска является юный возраст.

ПОЧЕМУ СТАНОВИТСЯ ЖЕРТВАМИ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ? ПЕРЕЧИСЛИМ ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ

  • § Исследования показывают, что число работающих женщин меньше числа трудоустроенных мужчин. Оставшись без средств к существованию, молодые женщины легко становятся жертвами торговли людьми. § Финансовое положение лиц, потерявших основное место работы и не имеющих источников доходов, отсутствие профессии, безработица и, как следствие, бедность повышают риск стать жертвой торговли людьми. §
  • §Упадок нравов в обществе. Несовершеннолетних всё чаще используют в качестве сексуальных объектов в рекламе, фильмах и музыкальных видеоклипах. Это приводит к тому, что сексуальные отношения с лицами значительно моложе по возрасту начинают считаться нормальным явлением. Как следствие, растет спрос на проституцию детей и несовершеннолетних, порнографическую продукцию с их участием.
  • Наркозависимость, алкоголизм и игромания. Наркоманы, алкоголики и азартные игроки §легко становятся жертвами торговли людьми, так как на них легко воздействовать.
  • §Противоречия между желаниями молодежи и ее реальными возможностями потребления. Афиширование в СМИ, рекламе и фильмах роскошного образа жизни молодежи, недостижимого для молодых людей на практике, приводит к тому, что они пытаются добыть деньги или престижные вещи любой ценой.
  • §Социальная изоляция определенных групп. Бездомные, выпускники детских домов и дети из неблагополучных семей относятся к группе риска, поскольку не имеют необходимых социальных связей и поддержки. Преступникам несложно войти в доверие к таким детям и, злоупотребив им, продать их в рабство.
  • Дополнительные трудности, с которыми сталкивается живущая в деревнях молодежь. Многие из живущих в сельской местности молодых людей не имеют возможностей для получения достойной работы.
  •  Недостаточное информирование молодежи. Юноши и девушки часто наивны и настроены слишком оптимистично. Многие ничего не знают об опасностях, с которыми могут столкнуться в чужой стране в случае работы без соответствующего разрешения или договора.§

КАК ПРЕСТУПНИКИ ЭКСПЛУАТИРУЮТ СВОИХ ЖЕРТВ И ОСУЩЕСТВЛЯЮТ КОНТРОЛЬ НАД НИМИ

§Основной целью преступников является получение сверхприбыли от эксплуатации жертв. Они стремятся сохранить свои «вложения», а именно – не допускают, чтобы жертвы оказывали сопротивление или убегали

§Существуют различные механизмы сохранения контроля над жертвами, которые применяются отдельно или в сочетании. 

§Обращение в долговое рабство. Например, от жертвы требуют вернуть сумму, которая была потрачена на ее перемещение, питание и жилье. Вместо погашения задолженности трудом, сумма «долга» растет, а жертва не может избавиться от эксплуатации. Также для контроля над жертвой может использоваться наличие у нее невозвращенного долга. 

 с полицией и что не имеет смысла обращаться к ней за помощью.§ Изоляция и отбор документов. Отбирая у жертв документы, подтверждающие их личность, преступники не дают им возможности вернуться в страну происхождения или уехать в другое место. Эксплуататоры также убеждают своих жертв в том, что сами имеют тесные связи §

§Насилие и страх. Для содержания своих жертв в покорности работорговцы насилуют их, подвергают побоям и пыткам, вызывают у них наркозависимость, изолируют от других жертв, лишают хлеба и воды, угрожают опозорить их перед родственниками или выдать полиции как нелегалов.

 Незаконное пребывание в чужой стране, стыд и изоляция – те механизмы, которые применяются для создания зависимости жертв от их эксплуататоров, для вынуждения их отказываться от обращения за помощью к правоохранительным органам.§

 Угрозы причинить вред родственникам жертв. Преступники собирают информацию о членах семей жертв и угрожают причинить им вред, если жертвы не подчинятся или попытаются сбежать.§

КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ

 Избегайте соблазнительных предложений случайных или знакомых людей о работе, учебе или браке за границей. Ни в коем случае не доверяйте никому свои документы.§

 Как правило, предложения быстрого, легкого и большого заработка не соответствуют действительности. Надо мыслить реально.§

 Поинтересуйтесь, легальна ли деятельность приглашающих вас за границу фирм и сотрудничающих с ними на месте посредников (туристических, брачных, по трудоустройству и по организации учебы). Найдите в интернете адрес приглашающей фирмы.§

 Не берите деньги в долг у сомнительных, малознакомых частных лиц. Сразу оговаривайте условия предоставления и возвращения долга. ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ЗАКЛЮЧИТЬ ДОГОВОР О РАБОТЕ ИЛИ УЧЕБЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ§

 Если вы собираетесь работать или учиться за границей, заключайте договор с организацией в представительстве в вашей стране, а не после приезда в иностранное государство.§

 Следует помнить, что, обращаясь в фирму или агентство, предоставляющее возможности обучения, трудоустройства, необходимо убедиться, что данная организация имеет лицензию на соответствующий вид деятельности и работает официально. Подлинник (а не копия) лицензии должен находиться на видном месте в офисе.§

 Позаботьтесь о том, чтобы договор был составлен на родном вам языке, чтобы иметь возможность понять все детали и условия. В нем обязательно должны быть указаны: полное название фирмы, ее адрес, телефон, имя работодателя, название и координаты фирмы посредника.§

 Необходимо подписать два договора:§

 — с фирмой, которая трудоустраивает;§

 — с работодателем, который обязуется принять на работу в другой стране.§

 Не подписывайте договор сразу. Возьмите его с собой, перечитайте в спокойной обстановке и покажите его специалистам.§

 Обратите внимание на то, чтобы условия вашей будущей работы (учебы), место, время, размер заработной платы были четко сформулированы и обозначены. Так же обратите внимание на условия медицинского обслуживания, проживания, питания.§

 Если условия договора вас не удовлетворяют, не подписывайте его.§

 Сделайте копию подписанного договора (желательно – всех документов) и оставьте ее у родных или близких.§ Обратите внимание на то, чтобы договор был подписан директором или президентом фирмы. Если же договор подписан исполняющим обязанности лицом, например, заместителем директора, вице-президентом или другим человеком, требуйте предоставить вам документы, подтверждающие правомочность подписания договора данными лицами, приказ директора или президента, доверенность (с нотариальным заверением и печатью). §

 Работать в другой стране можно, только имея трудовую визу, не следует соглашаться на предложения о нелегальной подработке, на поездку по туристической визе.§

 Рекомендуется сделать копии общегражданского паспорта, заграничного паспорта, билетов и хранить их отдельно от оригиналов. Необходимо оставить родственникам полную информацию о будущем местонахождении за границей, сообщить адрес и телефон фирмы, оформлявшей выезд за рубеж, а также фамилии и паспортные данные ее руководителей. Необходимо перед поездкой придумать слово или фразу, которая будет означать, что вы в опасности и нуждаетесь в помощи. Бывают экстренные ситуации (в случае похищения, насильственного удержания), когда телефонный разговор проходит под контролем преступников, и единственная возможность дать знать родным, что вам нужна помощь, – вставить кодовую фразу. Это должна быть очень простая фраза, которая не вызовет подозрений у преступников.§

 Также следует обращать внимание на несоответствие обещаемой заработной платы (слишком высокая) и той работы, которую предстоит выполнять.§

 Не следует соглашаться на предложения об оплате проезда, проживания, питания с возможностью за всё расплатиться на месте.§

 С особой осторожностью следует относиться к объявлениям следующего содержания: — «Работа для девушек в качестве официанток, танцовщиц, стриптизерш и так далее. Профессиональная подготовка не требуется. Проезд, страховка, проживание оплачиваются работодателем», «Высокая оплата», а также к таким объявлениям, где указан только номер мобильного телефона и нет телефона и адреса офиса фирмы.§

 Найдите и запомните телефон и адрес консульства Республики Беларусь на территории принимающего государства.§

ЕСЛИ ВЫ ПОДОЗРЕВАЕТЕ, ЧТО ВЫ САМИ, КТО-ТО ИЗ ВАШИХ БЛИЗКИХ, ЗНАКОМЫХ СТАЛ ЖЕРТВОЙ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ, НЕМЕДЛЕННО СООБЩИТЕ РОДСТВЕННИКАМ, В КОМПЕТЕНТНЫЕ ОРГАНЫ (КОНСУЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ), ОБРАТИТЕСЬ В МИЛИЦИЮ! В основном, жертвы торговли людьми освобождаются из рабского положения в результате оперативных действий правоохранительных органов, при помощи посторонних, либо самостоятельно организовав и осуществив побег.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Торговля людьми: новое осознание проблемы

Торговля людьми: новое осознание проблемы

Словосочетание «торговля людьми» стало актуальным на территории стран Восточной Европы и бывшего СССР в последней четверти ХХ в. Экономический, политический, социальный и культурный кризис, переживаемый молодыми суверенными государствами, усилил миграционную активность населения и активизировал деятельность организованных криминальных групп, занимающихся торговлей людьми. В этот же период международная проблема торговли людьми привлекла внимание международной общественности. Ведущая роль в этом принадлежала и принадлежит неправительственным организациям, а также некоторым международным организациям, которые, проявляя политическую волю, взяли на себя обязательства по выработке эффективных механизмов противодействия такому феномену современного общества, как торговля людьми.

Ежегодный Международный день памяти жертв работорговли и ее ликвидации объявлен в резолюции 29 С/40 Генеральной конференции ЮНЕСКО. Решение было принято на основе рекомендации, сделанной в резолюции 8.2 150-й сессии Исполнительного совета этой организации в 1996 г. Дата 23 августа была выбрана в память о знаменитом восстании рабов, вспыхнувшего в ночь с 22 на 23 августа 1791 года на острове Санто-Доминго. ЮНЕСКО предлагает всем государствам-членам ООН принимать участие в памятных мероприятиях.

Торговля людьми запрещена международным сообществом как вопиющее нарушение прав человека. Однако, несмотря на развитие международных и национальных законодательных норм, призванных разработать эффективные меры противодействия данному явлению, организованная преступная деятельность продолжает развиваться. По статистике ООН, торговля людьми стоит на третьем месте в мире по доходности после торговли оружием и наркотиками. Согласно данным Интерпола, торговля людьми приносит организованной преступности ежегодный доход в 19 млрд. долларов США. При этом траффик является преступлением с низкой степенью риска по сравнению с торговлей наркотиками и оружием. По оценкам европейских специалистов, на земном шаре жертвами торговли людьми становятся около 2-3 млн. человек ежегодно. Транснациональный характер этих преступлений означает, что страны происхождения, транзита и назначения должны работать в партнерстве, чтобы предотвращать торговлю людьми, защищать её жертвы и преследовать тех, кто несет за нее ответственность.

Эта проблема несет в себе угрозу национальной безопасности нашей страны, поскольку деятельность международных преступных группировок подрывает государственную экономику, нарушает основные права и свободы человека, тормозит общественный прогресс. Поэтому органы государственного управления, неправительственные организации и международные сообщества объединяют свои усилия для выработки эффективных стратегий для противостояния современному рабству.

 Целый ряд факторов обуславливает активное участие всех заинтересованных органов в предупреждении и пресечении этого вида противоправной деятельности. Во-первых, траффик людей напрямую связан с незаконной миграцией и международной организованной преступностью. Во-вторых, сексуально-экономическое рабство граждан Беларуси наносит значительный ущерб имиджу нашего государства в глазах мирового сообщества. В третьих, просто нельзя оставаться безучастным к такому позорному и трагическому явлению начала третьего тысячелетия, как сексуальное и экономическое рабство, которое приобретает в последнее время все более широкий размах.

Нельзя по-настоящему понять всю трагедию торговли людьми или добиться искоренения этого явления, не зная, что такое торговля людьми, каковы ее причины, ничего не зная о потерпевших: кто они, что делает их беззащитными, как они попали в рабство и что потребуется для их освобождения и для их реабилитации.

  В международном сообществе до сих пор нет согласованного мнения о том, что же включает в себя понятие «торговля людьми». Ниже приводятся определения «торговли людьми», принятые Международной Организацией по Миграции «Протоколом о предупреждении, борьбе и наказании за торговлю людьми, особенно женщинами и детьми», которые чаще используются в последнее время, а также термины, касающиеся этой проблемы.

  По определению Международной Организации по Миграции, признаками торговли людьми являются ситуации, когда:

— иммигранта нанимают на работу незаконным способом, похищают, продают и/или перевозят по территории государства или за его пределы;

— посредники (торговцы) на различных этапах этого процесса получают экономическую или другую выгоду путем применения обмана, насилия и/или любой формы эксплуатации в условиях, когда нарушаются фундаментальные права человека.

Определение, используемое в проекте «Протокола о предотвращении, борьбе и наказании торговли людьми, особенно женщинами и детьми»:

«Торговля людьми» означает найм, перевозку, переправление, укрывательство или удержание людей, осуществляемые путем похищения, применения силы, угроз, обмана или насилия, а также незаконное предоставление или получение денежных сумм или других выгод с целью получения согласия лица, который имеет контроль над другим человеком. Вышеуказанные действия осуществляются для того, чтобы подвергнуть их какой-либо форме эксплуатации, включая рабство, принудительный труд, рабскую зависимость или сексуальную эксплуатацию.

Рабство — статус или состояние человека, относительно которого используются любые действия на основании закрепленного права собственности;

Принудительный труд — работы или услуги, выполнение которых осуществляется с применением насилия или угрозы его применения, а также путем давления или обмана, включая долговую зависимость;

Рабская зависимость — статус или состояние зависимости человека, которого другое лицо (противозаконно) принуждает осуществлять какие-либо услуги, и который имеет основания считать, что у него нет другого выбора, кроме как предоставлять эти услуги.

«Торговля людьми» также включает вовлечение, перевоз, переправление, укрывательство или удержание ребенка, а также дача или получение денежных сумм или других выгод с целью получения согласия лица, который имеет контроль над ребенком. Вышеуказанные действия осуществляются для того, чтобы использовать, доставить или предложить ребенка для рабской работы, принудительного труда, рабской зависимости, проституции или для выпуска порнографической продукции.

Жертва торговли или человек, пострадавший в результате торговли, — человек, которого завербовали, транспортировали, купили, продали, передали и который получен, включая детей (по определению Конвенции о правах ребенка), независимо от того, согласился на это ребенок или нет. Следует различать:

взрослых лиц, добровольно соглашающихся переезжать и полностью проинформированных относительно условий работы и услуг, которые они должны будут выполнять:

взрослых лиц, которые не соглашаются вообще или выражают согласие, полученное с помощью обмана, принуждения и долговой кабалы.

Торговец — это физическое или юридическое лицо, которое участвует, является соучастником или соглашается на любые действия, описанные выше.

Страны вывоза или страны-поставщики или страны отправления — страны, из которых происходит вывоз (в данном случае женщин и детей) с целью эксплуатации в других странах. До распада СССР главными поставщиками являлись страны Юго-Восточной Азии. За последнее десятилетие наши бывшие соотечественницы заполонили секс-рынки мира.

Транзитные страны — страны, через территорию, которых осуществляется транспортировка (контрабанда) женщин и детей.

Страна назначения или страна ввоза или принимающая страна — страны, в которые осуществляется ввоз лиц для незаконной эксплуатации.

Существуют много различных причин торговли людьми. Если рассматривать торговлю людьми как международный рынок, то потерпевшие составляют его предложение, а наниматели или сексуальные эксплуататоры представляют спрос.

 Бесспорно, торговля женщинами является составной частью преступления «торговля людьми». Однако термин «торговля людьми» более широкий: объектом этого преступления может быть любой человек независимо от пола и возраста. Целью торговли людьми может быть насильственный брак, принудительная работа, использование в домашнем хозяйстве и промышленном или сельскохозяйственном секторах, рождение ребёнка принудительно или по заказу, использование в сексуальном бизнесе. Мужчин, преимущественно используют на стройках, промышленности, сельском хозяйстве, детей – в попрошайничестве, особ любого пола и возраста для извлечения и трансплантации органов.

 Таким образом, жертвы торговли людьми — это люди, ожидавшие получить высокооплачиваемую работу в стране назначения, но их вынудили работать путем обмана или принуждения, применяя угрозы, насилие, они находятся в условиях долговой зависимости; у них отсутствуют документы, осуществляется полный контроль за их действиями, у них ограничена свобода передвижения за пределами работы. Это люди, которым траффикёры сказали не всю правду о роде предстоящей деятельности и условиях труда.

Ненормированный рабочий день, физические наказания, штрафные санкции за малейшие невыполнения установленных требований, психологическое давление, шантаж, отсутствие доступа в получении медицинской помощи — это то, с чем они в действительности столкнулись. Реальные условия тяжело сказываются на психологическом, физическом, репродуктивном здоровье.

 Потерпевшие от торговли людьми платят ужасную цену. Физический и психологический вред, включая болезни и задержки в развитии, часто оставляют непреходящий след, отчуждая потерпевших от своих семей и всего общества. Жертвы торговли людьми частоупускают важные возможности для общественного, нравственного и духовного развития. Во многих случаях эксплуатация потерпевших пропорционально увеличивается: ребенок, ставший объектом торговли для выполнения одного вида подневольного труда, впоследствии может быть втянут в другой. Жестокая реальность современной работорговли такова, что слишком часто потерпевших покупают и превращают в объекты торговли снова и снова.

Торговля людьми — это нарушение прав человека. По существу, торговля людьми нарушает всеобщее право человека на жизнь, свободу и независимость от рабства во всех его формах. Торговля детьми лишает ребенка возможности расти в защищенной среде и права быть свободным от сексуальной эксплуатации.

 Траффик способствует социальному расслоению. Потеря семьи и поддержки сообщества делает потерпевшего от торговли людьми беззащитным перед требованиями и угрозами торговцев людьми, а также различными путями способствует разрушению социальных структур. Торговля людьми прерывает передачу знаний и культурных ценностей от родителя к ребенку и от поколения к поколению, ослабляя ключевую опору общества. Прибыли от торговли людьми часто позволяют этой практике укорениться в определенном сообществе, которое затем эксплуатируется снова и снова в качестве готового источника потерпевших. Опасность стать потерпевшим от торговли людьми может заставить беззащитные группы, такие как дети и женщины, скрываться, оказывая негативное влияние на их школьное обучение и структуру семьи.    Лишение образования снижает будущие экономические возможности потерпевшего и повышает риск стать объектом торговли людьми в будущем. Потерпевшие, которые смогли вернуться в свои сообщества, часто оказываются заклейменными, подвергаются остракизму и требуют постоянного социального обеспечения. Для них повышена вероятность быть втянутыми в злоупотребление алкоголем или наркотиками и криминальную деятельность.

 Торговля людьми питает организованную преступность. Прибыли от торговли людьми питают энергией другие виды криминальной активности. Там, где процветает организованная преступность, происходит ослабевание государства и принципа господства права.

Траффик лишает страны человеческого капитала. Некоторые результаты торговли людьми включают: снижение заработков, сокращение людей, оставшихся для ухода за растущим числом пожилых людей, и недоучившееся поколение. Детям, которых в раннем возрасте вынуждают работать от 10 до 18 часов в день, закрыт доступ к образованию, и тем самым закрепляется порочный круг нищеты и неграмотности, тормозящий развитие страны.

 Торговля людьми подрывает состояние здоровья общества. Потерпевшие от торговли людьми зачастую находятся в жестоких условиях, приводящим к физическим, сексуальным и психологическим травмам. Потерпевших, насильно втянутых в сексуальное рабство, часто подавляют наркотиками и чрезмерной жестокостью. Они страдают от физического и эмоционального ущерба, связанного с преждевременной сексуальной активностью, насильным злоупотреблением алкоголем или наркотиками и контактами с венерическими заболеваниями, включая ВИЧ/СПИД. Некоторые потерпевшие страдают от хронического повреждения репродуктивных органов. Тревожность, бессонница, депрессия и расстройства в результате посттравматического шока — это обычные для жертв траффика психологические проявления. Антисанитария и проживание в переполненных помещениях, в сочетании с плохим питанием, способствуют развитию букета опасных заболеваний, таких как чесотка, туберкулез и других инфекционных болезней. Дети страдают от задержек в росте и развитии, лишения и травмы развивают у них сложные психологические и неврологические последствия.

 

Противодействие торговле людьми

в Республике Беларусь

         Беларусь эффективно противодействует преступности в этой сфере.  Комитетом госбезопасности совместно с МВД разработана методика расследования преступлений в сфере торговли людьми. Проблема серьезно изучается учеными Института национальной безопасности совместно с НИИ проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы Министерства юстиции. Разработан уникальный комплекс законодательных и предупредительных мер по противодействию торговле людьми. Начиная с 1999 года, в республике выполнен значительный объем работы по совершенствованию национального законодательства, которое приведено в соответствие с международными стандартами.

Национальное законодательство

Закон Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 350-з «О противодействии торговле людьми»

Law of the Republic of Belarus # 350-з of January 7, 2012 «On combating trafficking in human beings»

Указ Президента Республики Беларусь от 2 октября 2010 г. № 518 «Об утверждении Государственной программы противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанным с ними противоправным деяниям на 2011 – 2013 годы» 

Указ Президента Республики Беларусь от 6 декабря 2007 г. № 624 «Об утверждении Государственной программы противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанным с ними противоправным деяниям на 2008 – 2010 годы»

Уголовный кодекс Республики Беларусь (статьи, имеющие отношение к торговле людьми)

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь (меры по обеспечению безопасности участников уголовного процесса)

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (освобождение жертв торговли людьми от ответственности)

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 октября 2008 г. № 1571 «Об экспертных комиссиях по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости»

Постановление Министерства культуры Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. N 18 «Об утверждении Инструкции о порядке выпуска, тиражирования, показа, проката, продажи и рекламирования эротической продукции, продукции, содержащей элементы эротики, насилия и жестокости, продукции по сексуальному образованию и половому воспитанию, а также продукции сексуального назначения и признании утратившим силу постановления Министерства культуры Республики Беларусь от 13 апреля 2000 г. N 8п»

 Программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2013 – 2015 годы

Международное законодательство

Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности

Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности

Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности

Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии

Конвенция о рабстве

Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами с Заключительным Протоколом

Международная конвенция о борьбе с торговлей женщинами и детьми

Международная конвенция о борьбе с торговлей совершеннолетними женщинами

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда

Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими

Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия

Полезные адреса: список интернет-источников, в которых освещаются проблемы торговли людьми.

 http://mvd.gov.by/modules.php?name=Content&pa=list_pages_categories&cid=3

Официальный сайт МВД Беларуси (страница Департамента по гражданству и миграции) здесь можно найти подробную информацию, касающуюся деятельности субъектов имеющих право на трудоустройство граждан Беларуси за границей на осуществление брачной деятельности и модельного бизнеса.

http://stoptrafficking.by/whattoknow/

На страницах информационного справочника по противодействию торговле людьми в соответствии с программой Правительства  Республики Беларусь «Комплексные меры по противодействию торговле людьми и распространению проституции на 2002-2007 гг.» освещается проблема торговли людьми. На сайте сделан краткий обзор помощи потерпевшим, указаны телефоны, по которым можно обращаться в целях получения информации и консультаций по вопросам безопасного выезда и пребывания за границей. Освещены основные аспекты проблемы торговли людьми (определение, основные факты, правовая база, текущие программы), принципы работы с потерпевшими, помещены пресс-релизы Международной организации по миграции, основополагающие документы в области  противодействия торговле людьми в Республике Беларусь. Здесь также можно взять истории жертв траффикинга для проведения информационного тренинга.

http://belwomnet.iatp.by

На сайте «Белорусская женская сеть» содержится большой объем материалов, посвященных проблеме торговли женщинами: понятия и термины в области «торговли людьми», информация о программе «Ла Страда», о горячей линии, полезная информация, новости, статьи, ссылки по теме.

http://nonviolence.iatp.by/organisation/prog/programs.htm

Сайт Минского городского общественного объединения по предупреждению жестокого обращения с детьми «Дети — не для насилия» поможет вести работу по предотвращению насилия в отношении детей.

«Страничка для родителей» — предоставляет информацию по профилактике насилия, помещены статьи Уголовного Кодекса Республики Беларусь, в которых оговаривается ответственность взрослого за насилие над детьми, в рубрике «Это интересно почитать» список книг, которые окажут помощь родителям в воспитании ребенка.

«Страничка для специалистов» –  дает советы «Как распознать насилие», помещен большой объем информации о коммерческой сексуальной эксплуатации детей: что это такое, детская проституция,  ранний брак, торговля детьми, сколько детей становится жертвами, что может быть сделано и др. Содержатся полные тексты международных и белорусских  законодательных актов, которые регулируют прав детей, результаты опросов детей, подростков о проблеме насилия в отношении детей.

 

 

 

Торговля людьми и меры по противодействию

торговли людьми в Республике Беларусь

   В настоящее время проблема торговли людьми продолжает оставаться актуальной для Республики Беларусь, как и для всего мирового сообщества.         Это хорошо отлаженный транснациональный преступный вид деятельности, приносящий колоссальные доходы трафикерам и занимающий в криминальном мире третье место по прибыльности после торговли оружием и наркотиками.

      Основные формы торговли людьми остаются в Беларуси практически неизменными с 2000 года: это преступления, совершаемые в целях сексуальной или трудовой эксплуатации. В 2010 году был выявлен единственный факт, когда торговля людьми имела место в целях изъятия органов. Необходимо отметить, что сексуальная эксплуатация является самой распространенной формой торговли людьми. Так, из 5 183 жертв торговли людьми, установленных в 2002–2015 годах, сексуальной эксплуатации подверглись 4 578 человек, трудовой – 602, изъятию органов – 3.

     Сегодня Республика Беларусь продолжает выступать в качестве страны происхождения «живого товара». В целях сексуальной эксплуатации трафикеры переправляют людей, преимущественно, в страны Евросоюза, на Ближний Восток и в некоторые регионы Российской Федерации (как правило, в г. Москву и Московскую область). Основным вектором вывоза белорусских граждан с целью трудовой эксплуатации является Россия. Выявлено несколько случаев трудовой эксплуатации наших граждан в Турции и Польше.

      С 2006 г. в республике выявляются отдельные единичные факты, когда Беларусь выступает страной назначения. За это время были установлены жертвы торговли людьми из России, Украины,  Молдовы и Вьетнама.

Кроме того, существует внутренняя эксплуатация (когда белорусские граждане эксплуатируются на территории Беларуси).  Здесь  сексуальная эксплуатация также превалирует над трудовой эксплуатацией.

       С 2011 г. наметилась тенденция преобладания жертв внутренней эксплуатации над жертвами, подвергшимися эксплуатации за рубежом (ранее число жертв, эксплуатировавшихся за рубежом, в два-три раза превышало число жертв, эксплуатировавшихся в Беларуси, а в 2006 г. – даже в девять раз). В 2011 г. на территории  Беларуси эксплуатации подверглись 153 жертвы, а за рубеж были вывезены 142 (2012 г. – 124 и 85;  2013 г. – 90 и 59; 2014 г. – 54 и 43; 2015 г. – 57 и 25 соответственно).

      Обратим внимание на рост в 2011 – 2013 годах административных правонарушений, связанных с незаконным трудоустройством граждан Беларуси за рубежом (отметим, что уголовная ответственность за незаконное трудоустройство за рубежом наступает только в том случае, когда присутствует эксплуатация людей). Если в 2011 г. было выявлено 123 административных правонарушения, то в 2012 г. – 144, в 2013 г. – 115. В 2014 г. в этой области наметилась тенденция к снижению: выявлено 52 административных правонарушения, в 2015 – 37.

         Меры по противодействию торговле людьми имеют в Беларуси комплексный характер, однако их можно разделить на несколько основных блоков. Первый из них – совершенствование национального законодательства.

Республика Беларусь в 2003 году ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года и дополняющий ее Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее.

       Кроме того, республика является участником всех универсальных конвенций Организации Объединенных Наций, направленных на противодействие торговле людьми и связанным с ней преступлениям. На основании международных договоров создано национальное законодательство. Урегулированы проблемные вопросы в таких сферах, как трудоустройство и обучение за границей, международное усыновление, деятельность туристических, брачных и модельных агентств. Законодательно закреплено понятие «жертва торговли людьми», определены меры по защите и реабилитации жертв.

        В Уголовный кодекс Республики Беларусь в 2005, 2008 и 2015 годах внесены изменения и дополнения. Теперь в Беларуси действуют 6 составов преступлений, криминализирующих торговлю людьми и связанные с ней деяния, которые охватывают все виды и формы «современного рабства».            Максимальное наказание – лишение свободы сроком до 15-ти лет с конфискацией имущества. Вот эти статьи:

1) Статья 171 «Организация и/или использование занятия проституцией либо создание условий для занятия проституцией»,

2) Статья 171<sup>1</sup> «Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией»,

3) Статья 181 «Торговля людьми»,

4) Статья 181<sup>1</sup> «Использование рабского труда»,

5) Статья 182 «Похищение человека» (если действия совершаются в целях эксплуатации людей),

6) Статья 187 «Незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей (если эти действия привели к эксплуатации человека за рубежом)».

Преступления, предусмотренные статьями Уголовного кодекса:

171, 171<sup>1</sup> – влекут исключительно сексуальную эксплуатацию;

181<sup>1</sup> – влекут исключительно трудовую эксплуатацию;

181, 182, 187 – влекут как сексуальную, так и трудовую эксплуатацию.

         В отдельную группу вынесены преступления, связанные с порнографией, в том числе детской. Наказание за детскую порнографию – лишение свободы сроком до 13-ти лет с конфискацией имущества (более подробная информация – в обзоре по противодействию распространению порнографии).

     К преступлениям, связанным с торговлей людьми, относятся те факты детской порнографии, когда для порносъемки в качестве «модели»/«актера» используется ребенок (части 2 и 3 статьи 343<sup>1</sup> «Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего»).

В республике реализуется Национальный план действий по борьбе с торговлей людьми, представленный в виде Государственных программ. В реализации всех Госпрограмм активное участие принимают не только государственные органы, но и неправительственные организации. Если изначально Программы, в основном, были ориентированы на уголовное преследование трафикеров, то в последующем акценты сместились на предупреждение торговли людьми, защиту и реабилитацию жертв с активным использованием потенциала Международной организации по миграции и общественных объединений. К 2013 г. были реализованы три Государственные программы противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанным с ними противоправным деяниям, которые утверждались Правительством и Главой государства.

С 2013 г. начала действовать Программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2013–2015 годы (утверждена решением республиканского координационного совещания), треть мероприятий которой направлены на противодействие торговле людьми.

       В июле 2012 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми», который вобрал в себя и систематизировал нормы всех ранее действовавших правовых актов в рассматриваемой сфере. При подготовке Закона учитывалась наработанная положительная практика, тенденции развития преступности и международный опыт борьбы с торговлей людьми.

Республика Беларусь в 2013 году присоединилась к Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми (вступила в силу для республики 1 марта 2014 г.). Беларусь является единственной страной, не входящей в состав Совета Европы, присоединившейся к указанной конвенции. Выполняя взятые на себя в рамках конвенции обязательства, Беларусь проделала значительную работу по совершенствованию национального законодательства и приведению его в соответствие с указанной конвенцией.

        Так, 5 января 2015 г. принят Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях», который ввел следующие основные изменения в законодательство о противодействии торговле людьми:

1) В статье 171 Уголовного кодекса Республики Беларусь название статьи изложено в следующей редакции:

 «Статья 171. Организация и (или) использование занятия проституцией либо создание условий для занятия проституцией»;

статья 171 дополнена примечанием следующего содержания: «Под использованием занятия проституцией понимается извлечение лицом материальной или иной выгоды от добровольного оказания другим лицом за вознаграждение услуг сексуального характера (половое сношение, мужеложство, лесбиянство и иные действия сексуального характера)».

2) Статья 181 Уголовного кодекса Республики Беларусь изложена в новой редакции:

«Статья 181. Торговля людьми

1. Вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение человека в целях эксплуатации, совершенные путем обмана, либо злоупотребления доверием, либо применения насилия, не опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо с угрозой применения такого насилия (торговля людьми), —

наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества.

2. Те же действия, совершенные:

1) в отношении двух или более лиц;

2) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо с угрозой применения такого насилия;

3) из корыстных побуждений;

4) группой лиц по предварительному сговору;

5) лицом с использованием своих служебных полномочий;

6) лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 171, 171-1, 181-1, 187, частями 2 и 3 статьи 343-1 настоящего Кодекса;

7) в отношении заведомо для виновного беременной женщины;

8) с вывозом лица за пределы государства;

9) в отношении заведомо несовершеннолетнего независимо от применения какого-либо из средств воздействия, указанных в части 1 настоящей статьи, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные организованной группой, либо в отношении заведомо малолетнего, либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, — наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до пятнадцати лет с конфискацией имущества.

Примечание. Под эксплуатацией в настоящей статье, статьях 181-1, 182 и 187 настоящего Кодекса понимается незаконное принуждение человека к работе или оказанию услуг (в том числе к действиям сексуального характера, суррогатному материнству, забору у человека органов и (или) тканей) в случае, если он по независящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг), включая рабство или обычаи, сходные с рабством.».

      В 2014 г. Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» дополнен новыми основаниями продления иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее – иностранцы) временного пребывания в Республике Беларусь, а также выдачи им разрешения на временное проживание в случае, если иностранец является жертвой торговли людьми, а равно свидетелем по уголовному делу о торговле людьми или преступлении, связанном с торговлей людьми, организацией незаконной миграции, либо оказывает помощь органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Так, часть 3 статьи 40 этого Закона предусматривает, что в случае, если иностранец является жертвой торговли людьми, а равно свидетелем по уголовному делу о торговле людьми или преступлении, связанном с торговлей людьми, организацией незаконной миграции, либо оказывает помощь органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, по мотивированному ходатайству таких органов или органа, ведущего уголовный процесс, временное пребывание иностранца в Республике Беларусь продлевается до принятия решения (вынесения приговора) по уголовному делу в отношении лиц, виновных в торговле людьми или совершении преступления, связанного с торговлей людьми, организацией незаконной миграции.

Часть 3 статьи 48 этого Закона устанавливает, что по мотивированному ходатайству органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или органа, ведущего уголовный процесс, разрешение на временное проживание выдается иностранцу, являющемуся жертвой торговли людьми и активно способствующему расследованию уголовного дела о торговле людьми или преступления, связанного с торговлей людьми, организацией незаконной миграции, срок пребывания которого в Республике Беларусь истек, — на период его участия в уголовном процессе, социальной защиты и реабилитации, но не более одного года.

Кроме того, 16 декабря 2014 г. принят Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми» (далее – Закон). Закон определяет основы идентификации и перенаправления жертв торговли людьми на реабилитацию, а также вводит 30-дневный срок, в течение которого жертва может пройти реабилитацию и обдумать свое решение об обращении в органы уголовного преследования. Во исполнение Закона принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 июня 2015 г. № 485 «Об утверждении Положения о порядке идентификации жертв торговли людьми, порядке заполнения и форме анкеты гражданина, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, порядке предоставления содержащихся в ней сведений» (вступило в силу 22 июня 2015 г.). В разработке указанного нормативного правового акта активное участие приняли представители международных и неправительственных организаций.

     Необходимо отметить, что в республике принят ряд нормативных правовых актов, направленных на совершенствование деятельности, связанной с оказанием реабилитационной помощи жертвам торговли людьми. Так, 6 февраля 2012 г. принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 122 «О порядке возмещения расходов на оплату труда адвокатов по оказанию юридической помощи жертвам торговли людьми, лицам, пострадавшим в результате акта терроризма», в соответствии с которым юридическая помощь адвокатов оплачивается за счет средств республиканского бюджета. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2012 г. № 381 внесены дополнения в два постановления Правительства, которые касаются совершенствования деятельности по предоставлению временных мест пребывания, в том числе спальных мест, жертвам торговли людьми, а также по обеспечению их питанием. Принято постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 апреля 2012 г. № 41 «Об установлении перечня необходимых медицинских услуг, оказываемых государственными организациями здравоохранения, в том числе в стационарных условиях, жертвам торговли людьми независимо от места их постоянного проживания», которое вступило в силу с 25 июля 2012 г.

     С 2013 г. начата работа по внедрению механизма государственного социального заказа, который закреплен в Законе Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социального обслуживания». Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1219 определен порядок формирования государственного социального заказа, утверждены Положение о проведении конкурса на выполнение государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий, Положение о порядке и условиях предоставления субсидий и формы договоров на реализацию государственного социального заказа.

   Второй блок – это деятельность государственных органов, международных организаций, общественных объединений и их координация.

Вопросы координации в сфере противодействия торговле людьми разделены на два направления.

     Первое направление затрагивает координацию правоохранительных органов. Координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией, созданное при Генеральной прокуратуре, координирует деятельность Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Государственного пограничного комитета, Генеральной прокуратуры и Следственного комитета (это республиканский уровень). Аналогичная структура действует на областном и районном уровнях.

Второе направление касается координации при защите и реабилитации жертв торговли людьми, в том числе за рубежом. Здесь Министерство внутренних дел координирует деятельность Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства иностранных дел и общественных объединений.

    Ключевые министерства имеют следующие основные функции.

В структуре МВД создана специализированная служба, занимающаяся противодействием торговле людьми (главное управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции). Служба состоит из оперативных подразделений, имеющих три уровня: республиканский, областной (и г. Минска), районный.

Обратим внимание, что на Министра внутренних дел возложены функции Национального докладчика, что позволяет оперативно информировать международные структуры о предпринимаемых Беларусью усилиях по искоренению современного рабства. На сайте МВД Беларуси в сети Интернет размещается информационно-аналитический обзор о принимаемых в республике мерах по борьбе с торговлей людьми, а также национальное и международное законодательство, статистическая и другая полезная информация.

    Министерство иностранных дел обеспечивает возвращение жертв торговли людьми на родину, в том числе при содействии Международной организации по миграции.

     Реабилитацией жертв торговли людьми занимаются Министерство труда и социальной защиты, Министерство образования и Министерство здравоохранения.

     Министерство труда и социальной защиты осуществляет реабилитацию жертв, имеющих возраст старше 18-ти лет (в его структуре действует 151 территориальный центр социального обслуживания населения, в 50 из которых созданы «кризисные комнаты»).

     Министерство образования осуществляет реабилитацию жертв, имеющих возраст от 3-х до 18-ти лет (в его структуре действуют 140 социально-педагогических центров, 128 из которых располагают приютами).

     Для детей в возрасте до 3-х лет предусмотрена реабилитация в 10 домах ребенка системы Министерства здравоохранения (случаев торговли детьми такого возраста в Беларуси не выявлено).

      В Беларуси предусмотрены следующие виды безвозмездной государственной помощи: 1) предоставление временных мест пребывания, в том числе спальных мест и питания; 2) правовая помощь, в том числе бесплатная юридическая помощь, предоставляемая коллегиями адвокатов; 3) медицинская помощь (определяется перечнем Министерства здравоохранения), в том числе в стационарных условиях, независимо от места постоянного проживания жертвы торговли людьми;4) психологическая помощь; 5) установление семей несовершеннолетних жертв торговли людьми либо устройство их на воспитание в другие семьи, а при отсутствии такой возможности – в детские интернатные учреждения; 6) содействие в трудоустройстве на постоянную работу; 7) материальная поддержка.

      В рамках уголовного процесса по решению суда жертва получает компенсацию от трафикера за причиненный преступлением ущерб (процедура гражданского иска).

     Значительный пласт работы в сфере противодействия торговле людьми выполняют Представительство Международной организации по миграции в Республике Беларусь и общественные объединения (такие как «Ла Страда/Гендерные перспективы», «Клуб деловых женщин», Белорусское общество Красного Креста, «Дети не для насилия», «Понимание»). Они проводят при поддержке МВД широкомасштабные информационные кампании, организуют конференции, семинары и тренинги, имеют свои приюты и шелторы для реабилитации жертв торговли людьми.

    Отметим, что взаимодействие и координация государственных структур с неправительственными организациями осуществляется также в рамках проектов международной технической помощи.

      Необходимо констатировать, что в вопросах реабилитации республика, в основном, использует возможности международных и неправительственных организаций. За последних 6 лет государственные органы оказали реабилитационную помощь примерно 7 % жертв торговли людьми. Все остальные жертвы получили помощь в Представительстве Международной организации по миграции в Республике Беларусь и общественных объединениях. Таким образом, в настоящий момент оказание помощи жертвам торговли людьми со стороны государственных органов – это основной недостаток в рассматриваемой сфере, из-за которого Беларусь подвергается критике на международной арене.

Изменение ситуации прогнозируется после активного внедрения на практике Положения о порядке идентификации жертв торговли людьми, порядке заполнения и форме анкеты гражданина, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, порядке предоставления содержащихся в ней сведений.

Третий блок – система подготовки кадров.

В Академии МВД Республики Беларусь с 2005 г. для криминальной милиции осуществляется подготовка специалистов по противодействию торговле людьми.

С 2007 г. функционирует открытый при содействии Международной организации по миграции Международный учебный центр подготовки, повышения квалификации, переподготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми, который является базовым учреждением по профильной подготовке специалистов из государств-участников СНГ.

   При содействии международных экспертов разработаны образовательные курсы, которые затрагивают противодействие не только торговле людьми, но и нелегальной миграции, борьбу с детской порнографией в сети Интернет, а также сферу реабилитации и реинтеграции жертв.

   С момента открытия в Международном учебном центре прошли обучение около 1 500 человек из почти 30 государств.

     Следующий блок – международное сотрудничество. Беларусь активно выступает с предложениями по борьбе с современным рабством на международной арене.

    В ходе Саммита глав государств и правительств в сентябре 2005 г. в г. Нью-Йорке Президент Республики Беларусь с трибуны ООН выступил с инициативой об активизации усилий в противодействии торговле людьми, особенно, в борьбе со спросом на живой товар.