В настоящее время проблема пьянства и алкоголизма по-прежнему остается одной из самых тревожных и злободневных. Не только взрослые люди, но и молодежь, подростки начинают употреблять алкоголь.
Алкоголь – это внутриклеточный яд, который разрушает жизненно важные органы человека – печень, сердце, мозг. 100 граммов водки убивают 7,5 клеток головного мозга, 30% всех преступлений совершаются в состоянии опьянения.
Алкоголизм у подростков — довольно часто встречающееся явление, которое обычно начинает развиваться в 13-15 лет, реже в более раннем возрасте (детский алкоголизм. Подростки и алкоголь несовместимы: несовершеннолетний из-за употребления спиртных напитков может начать отставать не только в физическом, но и в психическом развитии.
Наблюдаются сбои в работе желудочно-кишечного тракта; Характерно повреждение печени, развитие гепатита, цирроза печени;· Нарушения в работе поджелудочной железы (панкреатит, перитонит);· Нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы (тахикардия, проблемы с артериальным давлением и др.);· Развиваются воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей (уретрит, цистит, пиелонефрит); Появление различных воспалительных заболеваний в лёгких, бронхах, гортани, носоглотке (хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь, пневмосклероз, туберкулёз лёгких); Снижение иммунной защиты организма, что ведёт к повышенной восприимчивости к инфекционным заболеваниям;· Алкоголь наносит непоправимый вред эндокринной системе подростка;· Возможное развитие и очень сложное протекание сахарного диабета;· Изменение состава крови, анемия и т.д.
Как показывает практический опыт, одних лекций, бесед, проводимых медицинскими работниками и традиционно построенных на раскрытии того вреда для здоровья, который наносит употребление алкоголя, явно недостаточно. Прогнозируемый вред для здоровья после употребления алкоголя представляется для части подростков слишком далеким от настоящей жизни, а некоторыми — не воспринимается вообще. Информированность о пагубном влиянии алкоголя не приводит к выработке у подростков антиалкогольного доминирующего стереотипа и, следовательно, недостаточно влияет на последующее формирование зависимости.
Неоценимую помощь медицинским работникам в профилактике алкоголизации подростков должны оказать родители, школьные учителя, психологи. Они должны располагать необходимой информацией, о том, что такое за болезнь алкоголизм, как лучше разговаривать с ребенком об алкоголе, как определить употребляет ли подросток алкоголь, если да, то куда обратиться и что делать.
Организуя антиалкогольную профилактическую работу, необходимо, в первую очередь, учитывать психологические особенности подросткового возраста.
В настоящее время для профилактики употребления алкоголя наиболее правильной и эффективной психологи считают так называемую «позитивную профилактику». Позитивная профилактика – это та форма работы, которая позволяет через развитие личности формировать установки на здоровый образ жизни, не запугивая детей. В подростковый период особенно важно обсуждение проблем общения, отношений с взрослыми и ровесниками.
Чтобы уберечь ребёнка от раннего приобщения к алкоголю и развитию алкогольной зависимости необходимо:
Общение (отсутствие общения с родителями заставляет детей обращаться к другим людям, не всегда желающими ребенку добра)
Внимание (умение слушать ребёнка, выслушивать его точку зрения, уделять внимание взглядам и чувствам ребёнка)
Способность поставить себя на место ребёнка (подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал и его никто не понимает)
Организация досуга (очень важно устраивать с ребёнком совместный досуг или вашу совместную деятельность)
Знание круга общения своего ребенка.
Родительский пример (если взрослыми употребляется алкоголь и в тоже время он запрещается детям, это даёт повод детям к обвинению родителей в неискренности, в «двойной морали»)
Для эффективной профилактики алкоголизации подростков необходимо формировать трезвенническую культуру в обществе в целом, активно пропагандировать трезвый образ жизни в средствах массовой информации. Эта большая работа, безусловно, не может проводиться одной структурой. Необходимо сотрудничество всех организаций, работающих с детьми.
Психолог С.А.Гулякевич
25.02.2023